четверг, 7 февраля 2019 г.

Урок 20. Моделирование в среде программирования PascalABC.NET

Даты проведения урока 7.02.19, 8.02.19
15.02.1934 - день рождения Никлауса Вирта, автора Паскаля

ЧАСТЬ 1. ПРОЩАНИЕ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ

Ура, с электронными таблицами покончено!

  • Сначала наведите порядок на своем облачном диске: все файлы с домашними задачами, зачетная работа и тп должны быть перенесены в папку 9info-<ваша фамилия> !
  • А в вашем блоге сегодня, прямо сейчас, должно появиться сообщение с темой "Теперь я знаю, что такое электронная таблица".  В этом сообщении вы коротко расскажете о своих впечатлениях о работе с  электронными таблицами: что понравилось, что нет. 
  • Запуск блоггера: www.blogger.com
  • Сообщение создать, сохранить, опубликовать
  • Из сообщения должна быть сделана ссылка на электронную таблицу с диаграммой. Это может быть ваша зачетная работа или задача с диаграммами (task6-diagr). Ссылка должна открываться в новой вкладке!

ЧАСТЬ 2. ПОВТОРЕНИЕ

И теперь  у нас новая, очень интересная  тема - программирование в   среде PascalABC.NET!
Ну, скажете вы, вот так новость! В прошлом году это (или почти это) уже было!
Правильно, а новое - это хорошо забытое старое!
Поэтому быстро вспоминаем и записываем в тетрадь

Языки программирования - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Паскаль - один из универсальных языков программирования высокого уровня. Он поддерживает процедурный стиль программирования.
Автор языка Паскаль - Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Подробнее читайте в вашей любимой Википедии


Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
Исполнителем программы является компьютер.
Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы и это значение не меняется во время работы программы.
Переменной  называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
А вот другое определение переменной. Переменная - это поименованная область оперативной памяти, в которой хранится значение переменной.
Итак, переменная - это величина, которая имеет имятип и значение. Чтобы выделить место для хранения значения переменной, ее надо объявить в программе.
Смотрите презентацию



ЧАСТЬ 3. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА КОМПЬЮТЕРЕ. ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ


1 этап. Постановка задачи. Результат - словесная информационная модель
2 этап. Формализация. Результат - математическая модель
3 этап. Алгоритмизация. Результат  - алгоритм ( описание на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы и т п)
4 этап. Программирование. Результат  - Программа
5 этап. Компьютерный эксперимент. Отладка, тестирование. Результат - уточнение модели. Возможен возврат к этапам 1 - 4.

ЧАСТЬ 4. СРЕДА PASCALABC.NET

PascalABC.NET — это:

Язык программирования Pascal нового поколения, сочетающий простоту классического языка Паскаль, ряд современных расширений и огромные возможности платформы .NET.
Бесплатная, простая и мощная среда разработки.

Работа на ПК


1. На локальном компьютере в своей папке создайте вложенную папку Pascal_name, где name - ваша фамилия латинскими буквами
2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
3. Схематично зарисуйте в тетрадь расположение и назначение окон приложения. Вспомните детали интерфейса приложения.


4. В окне ввода наберите текст программы вычисления куба целого числа
Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas9_0_cl.pas

// Пример программы на Паскале. Вычисление куба целого числа r
program Pas9_0_cl; // заголовок
var r: integer; //  блок объявления переменных
var r3: integer; // вспомогательная переменная
begin
  write ('Введите r: ');
  readln (r);
  r3 := r * r * r;
  writeln (r, ' в степени 3 = ', r3);
end.
5. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
6. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными, проанализируйте результат, покажите учителю.
2. Составьте программы для заданий Begin5, Begin8, Begin11 и выполните их

Домашнее задание

1. Проверить, что сообщение  в вашем блоге про электронные таблицы закончено.
2. Считаем, что паскаль у всех установлен. Если еще нет - срочно установить!  Подробно об установке читать в сообщении Урок 17 от 17.01.19
3. Сделать компиляцию (Ctrl + F9) примера CompilerError1.pas:
Меню -- Помощь -- Изучаем PascalABC.NET -- 02_Errors -- CompilerError1.pas.
Исправить ошибки, выполнить пример (F9)
4. Аналогично сделать компиляцию и выполнение примеров CompilerError2.pasCompilerError3.pas
5. Прислать учителю информатики до 12.02.2019  до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Тема письма:"9 кл ДЗ к уроку Паскаль1".  В письмо скопировать результат выполнения программ CompilerError1.pas, CompilerError2.pas, CompilerError3.pas.
Если что-то не получилось, написать причину невыполнения задания.

PS. Для тех, кто использует он-лайн среду http://rextester.com/l/pascal_online_compiler, привожу тексты заданий из пунктов 3-4:
// CompilerError1.pas Исправьте ошибку компиляции.
// Обратите внимание, что курсор позиционируется в конце слова, вызвавшего ошибку

var i: integer
begin
  i := 2;
  writeln(i);
end.

// CompilerError2.pas Исправьте ошибки компиляции. Опишите переменную r
begin
  r := 2.5;
  witeln(r);
end.

//CompilerError3.pas Исправьте ошибку компиляции. Не всегда надо "верить" тексту ошибки
var k: real;
begin
  k := 2,5;
  writeln(r);
end.

Комментариев нет:

Отправить комментарий