пятница, 19 февраля 2021 г.

Урок 20. Моделирование в среде программирования PascalABC.NET

 Даты проведения урока 20.02.21

15.02.1934 - день рождения Никлауса Вирта, автора Паскаля


    ЧАСТЬ 1. ПОВТОРЕНИЕ - ЭТО ЧАСТЬ ВАШЕГО ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    Дома законспектировать эту часть урока. Обязательно зарисовать структуру программы!
    И теперь  у нас новая, очень интересная  тема - программирование в   среде PascalABC.NET!
    Ну, скажете вы, вот так новость! В прошлом году это (или почти это) уже было!
    Правильно, а новое - это хорошо забытое старое!
    Поэтому быстро вспоминаем и записываем в тетрадь -ДОМА!

    Языки программирования - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
    Паскаль - один из универсальных языков программирования высокого уровня. Он поддерживает процедурный стиль программирования.
    Автор языка Паскаль - Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Подробнее читайте в вашей любимой Википедии


    Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
    Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
    Исполнителем программы является компьютер.
    Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
    В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
    Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы и это значение не меняется во время работы программы.
    Переменной  называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
    А вот другое определение переменной. Переменная - это поименованная область оперативной памяти, в которой хранится значение переменной.
    Итак, переменная - это величина, которая имеет имятип и значение. Чтобы выделить место для хранения значения переменной, ее надо объявить в программе.





    ЧАСТЬ 2. ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА КОМПЬЮТЕРЕ. ЭТАПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ


    1 этап. Постановка задачи. Результат - словесная информационная модель
    2 этап. Формализация. Результат - математическая модель
    3 этап. Алгоритмизация. Результат  - алгоритм ( описание на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы и т п)
    4 этап. Программирование. Результат  - Программа
    5 этап. Компьютерный эксперимент. Отладка, тестирование. Результат - уточнение модели. Возможен возврат к этапам 1 - 4.

    ЧАСТЬ 3. СРЕДА PASCALABC.NET

    PascalABC.NET — это:

    Язык программирования Pascal нового поколения, сочетающий простоту классического языка Паскаль, ряд современных расширений и огромные возможности платформы .NET.
    Бесплатная, простая и мощная среда разработки.

    Работа на ПК


    1. На локальном компьютере в своей папке создайте вложенную папку Pascal_name, где name - ваша фамилия латинскими буквами
    2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
    3. Схематично зарисуйте в тетрадь расположение и назначение окон приложения. Вспомните детали интерфейса приложения.


    4. В окне ввода наберите текст программы вычисления куба целого числа
    Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas9_0_cl.pas

    // Пример программы на Паскале. Вычисление куба целого числа r
    program Pas9_0_cl; // заголовок
    var r: integer; //  блок объявления переменных
    var r3: integer; // вспомогательная переменная
    begin
      write ('Введите r: ');
      readln (r);
      r3 := r * r * r;
      writeln (r, ' в степени 3 = ', r3);
    end.
    5. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
    6. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными, проанализируйте результат, покажите учителю.
    7. Составьте программы для заданий Begin5, Begin8, Begin10 и выполните их

    Домашнее задание

    1. Законспектировать Часть I этого сообщения
    2. Считаем, что паскаль у всех установлен. Если еще нет - срочно установить!  Подробно об установке читать в сообщении от 17.02.20 между уроками 20 и 21 
    3а. Кто считает себя продвинутым пользователем, составьте программу для задания Begin11 и выполните ее. Переходите к пункту 5 
    3б. Кто считает, что ему нужно вспомнить Паскаль, сделайте компиляцию (Ctrl + F9) примера CompilerError1.pas:
    Меню -- Помощь -- Изучаем PascalABC.NET -- 02_Errors -- CompilerError1.pas.
    Исправить ошибки, выполнить пример (F9)
    4. Аналогично сделать компиляцию и выполнение примеров CompilerError2.pasCompilerError3.pas
    5. Прислать учителю информатики до 23.02.2020  до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Тема письма:"9 кл ДЗ к уроку Паскаль1".  В письмо скопировать результат выполнения программ CompilerError1.pas, CompilerError2.pas, CompilerError3.pas.
    Если что-то не получилось, написать причину невыполнения задания.

    PS. Для тех, кто использует он-лайн среду https://www.ideone.com/  или   http://rextester.com/l/pascal_online_compiler , привожу тексты заданий из пунктов 3-4:
    // CompilerError1.pas Исправьте ошибку компиляции.
    // Обратите внимание, что курсор позиционируется в конце слова, вызвавшего ошибку

    var i: integer
    begin
      i := 2;
      writeln(i);
    end.

    // CompilerError2.pas Исправьте ошибки компиляции. Опишите переменную r
    begin
      r := 2.5;
      witeln(r);
    end.

    //CompilerError3.pas Исправьте ошибку компиляции. Не всегда надо "верить" тексту ошибки
    var k: real;
    begin
      k := 2,5;
      writeln(r);
    end.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий